Русь Былинная
Поиск по сайту
Всё о деяниях славных русичей и их соседей
  • Страница 1 из 1
  • 1
Примеры судопроизводства на тингах
volk_vsДата: Среда, 29.06.2011, 10:53 | Сообщение # 1
Отведавший меда Одина
Группа: Пользователи
Сообщений: 352
Поблагодарили: 18
Репутация: 9
Статус: Offline
Примеры судопроизводства на тингах

1 Когда на тинге разбирались тяжбы, обе стороны подходили к месту, где сидели судьи, и каждый приводил доказательства своей правоты. Энунд держал здесь большую речь. Местом суда было ровное поле, окруженное вехами из орешника. Между вехами была протянута веревка. Она называлась границей суда. А в кругу сидели судьи: двенадцать из фюлька Фирдир, двенадцать из фюлька Согн и двенадцать из фюлька Хёрдаланд. Эти судьи разбирали тяжбы[4].
2 Той зимой в Халогаланде случилось происшествие, такое, что могло нередко случаться: появился медведь и стал разорять скотину жителей; ни в каком месте не причинил он столько убыли, как в Гренмо. Случилось так, что Бард созвал тинг; он объявил медведя под судом и назначил цену за его голову. После этого люди постоянно охотились за ним; сильно был он нелюбим и становился с каждым днем все злее: людей убивал наравне со скотиной. Обратите внимание на характерную деталь, приравнивающая медведя в юридическом смысле к человеку и свидетельствующая о восприятии мира древним скандинавом)[15].
3 Летом на тинге пошел большой говор об этом деле. Эйольв из Модрувеллира стоял за сыновей Бреттинговых и Ингьяльдовых, и много людей вместе с ним. Но Торгейр годи был против него, а также и все друзья Финнбоги. А так как эти друзья имели за собою немалую силу, и всем было известно, что у Финнбоги была поддержка у Хакона ярла, свояка его, то Эйольв иск проиграл и заседания не произошло. Казалось всем весьма вероятным, что Финнбоги не пощадит тех приятелей, живя так близко от них; что станет он убивать всякого, кто лишь подвернется; поэтому, в конце концов, решили, что Финнбоги не быть в Нордландском участке иначе, как если бы ему пришлось туда ехать к друзьям своим по приглашению. Скрепили то все единогласно, дружнее, чем были по мыслям; прямо с тинга поехал Финнбоги в Видадаль и купил землю в Борге. Хорошее то было поместье, прибыльное, с доходами в земле и на земле[15].
4 Однажды летом прибыл в Исландию человек, которого звали Грим. Родом исландец, он долго находился в отъезде. Был он дружинником конунга Олава и одно время служил у него на корабле баковым воином. Грим был значительный человек; прожив в Исландии зиму, следующим летом он поехал на тинг.
Тогда жил Торкель сын Рыжего Бьёрна с запада Городищенского Фьорда, из Прутового Перевала. Торкель был на Альтинге, с ним случилось несчастье во время шествия к Скале Закона, — Торкель Тряпка упал и его потоптали ногами, в тесной толпе. Торкель встал на ноги и очень разозлился. Он винил Грима, названного выше, что тот больше всего его топтал.
Был с Торкелем на тинге человек по имени Сигурд. Он был муж сильный и ловкий.
Торкель попросил Сигурда отомстить Гриму своё бесчестье. Вечером, когда Грим собирался лечь и разделся, в палатку вбежал Сигурд и напал на ничего не подозревавшего Грима с оружием. Грим проявил доблесть, но мало оказал сопротивления, потому что был безоружен, и пал там.
Об этом убийстве родичи Грима затеяли судебную тяжбу и объявили Сигурда вне закона на этом же тинге, а Торкель Тряпка уехал летом восвояси. Сигурд прибыл в Норвегию осенью и назвался другим именем.
Конунг Олав узнал от купцов, приплывших из Исландии, что Грим, воин его, убит, и что убийца, наверное, уже здесь. Тогда конунг очень разгневался и тут же отправился с отрядом людей к купеческим кораблям искать этого человека, и скоро обнаружил виновника, как тот ни скрывался. Был Сигурд схвачен и закован.
Затем созвал конунг многолюдный тинг. Привели Сигурда и поставили перед тингом. Конунг велел раздеть его и сказал, что должно затравить его собаками до смерти.
Тогда выступил перед конунгом один из его дружинников и сказал:
— Государь, мы согласны, что этот человек заслужил лютую смерть. Ныне просьба и совет твоих людей, чтобы ты позволил этому человеку исправиться, возьми своим слугою такого храброго человека на место убитого, потому что он не более невоинственный, чем был Грим.
Конунг ответил:
— Он должен принять ту смерть, какая ему назначена, чтобы другие опасались убивать моих людей без вины.
И когда дружинник увидел, что конунг ничего не хочет сделать по его просьбе, он отправился к епископу Сигурду и рассказал, что происходит. Епископ тут же послал его обратно к конунгу с просьбой пощадить этого человека.
Конунг отвечал:
— Епископ не может лучше видеть суть людей, чем я. Сейчас же разденьте его.
Так и было сделано. Затем окружили Сигурда кольцом людей и спустили собак на него, голого и связанного. И рассказывают, что он так смело смотрел на собак, что они отворачивались от него; и что, когда он с кем-то встречался взглядом, то не казался таким злобным, как поспешили о нём судить. Тогда конунг подозвал самого свирепого пса, Виги, погладил его и указал на обнаженного человека. Пес проявил неохоту, однако встал и ощетинился, бросился на Сигурда и укусил, и наконец, подбежал к конунгу и улёгся у его ног. А когда Сигурд почувствовал муку, он вскочил с трудом, так как ноги у него были свободны, а руки связаны. Прыгнул он на людей и тут же упал мертвым.
И когда епископ узнал про это, сурово упрекал он конунга, так что тот пал к ногам епископа и просил смиренно прощения с искренним раскаянием и признал со слезами, что много согрешил пред Господом этим злым делом. Епископ склонился к примирению Бога ради, как скоро увидел конунгово раскаяние и, однако, наложил на него публичную епитимью за этот грех[16]
Известен, например, «Ярлов нид» скальда Торлейва (X век). Когда ярл Хакон Могучий отобрал у Торлейва его товары, сжег его корабль и повесил его спутников, Торлейв, переодетый нищим, пробрался в палаты ярла и сказал сочиненные им стихи. Глупому ярлу сначала показалось, что скальд прославляет его и его сына. Но вдруг на ярла напал страшный зуд. Тут он сообразил, что стихи Торлейва – скрытый нид, но было уже поздно. Когда Торлейв дошел до середины нида, в зале стало темно, все оружие пришло в движение, и многие были убиты. Ярл же упал без сознания, причем у него отгнила борода и волосы по одну сторону пробора.

В западнонорвежских "Законах Гулатинга" (действовавших до второй половины XII в.) сказано: "Никто не должен делать ни устного нида о другом человеке, ни древесного нида. Если о ком-то такое станет известно и будет доказано, что он сделал это, то он объявляется вне закона". Оказаться вне закона было совсем не весело: объявленный вне закона был вне защиты правовых норм общества, и всякий мог убить его, он вообще исключался из числа людей и должен был удалиться в поисках убежища в незаселенную местность. То же наказание за сочинение нида предусматривалось собранием древнеисландских законов «Серый Гусь»: "Если человек сделает нид о ком-то, он объявляется вне закона. Это нид, если человек вырезает древесный нид, направленный на кого-то, или высекает или воздвигает нид-жердь против кого-то". Богопротивными делами развлекался, например, знаменитый исландский скальд Эгиль Скаллагримссон, который однажды воздвиг жердь с насаженным на нее конским черепом и вырезал на ней рунами нид-заклятье. Таким образом Эгиль хотел изгнать из Норвегии конунга Эйрика Кровавая Секира с женой Гуннхильд. Эйрик объявил Эгиля вне закона. Но вскоре после этого, как говорится в «Саге об Эгиле», Эйрик и Гуннхильд действительно были вынуждены бежать из Норвегии в Нортумбрию, а Норвегией стал править Хакон Добрый. Это случилось в 947 г.


Умирает лишь обречённый
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Обратите внимание

Рейтинг Славянских Сайтов яндекс.ћетрика